среда, 23 августа 2023 г.

Упражнения по развитию зрительной памяти и воображения, задания по оценке креативности.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ "ВООБРАЖЕНИЕ"
Тренинговое занятие для школьников

по развитию воображения



Занятие, описанное ниже, интересно тем, что оно актуально не только для старшеклассников, но и для учащихся помладше. Важно раскрыть перед учениками особую роль воображения в творчестве, в решении научных проблем, в искусстве и в повседневной жизни.

Очень хорошим результатом можно считать осознание школьниками того факта, что воображение, как и многие другие качества, надо развивать, тренировать, продуктивно использовать.

Каждый может заниматься этим самостоятельно или с друзьями.



Воображение!
Без этого качества нельзя быть
ни поэтом, ни философом,
ни умным человеком,
ни просто человеком...
Д. Дидро

Тема занятия. «Воображение».
Цель занятия. Ознакомление учащихся с теорией и методами развития воображения.

РАЗМИНКА
Игра 1. «Да»
Каждому участнику предлагается сказать «да» с той интонацией, которую укажет преподаватель. Произносят «да» все, сидящие в кругу, по очереди. Интонации: тихо, громко, кратко, растянуто, заикаясь, утвердительно, удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, истерически, застенчиво, разочарованно, трогательно, как «нет».
Выберете ведущего и поиграйте в эту игру с друзьями
 летом.  Все другие задания можно выполнить с друзьями.
Игра 2. «Сравни»
Каждому участнику предлагается закончить предложение:

«Зеркало в темноте сверкало, как...»

«Стул скрипнул, как...»

«Смех малыша напоминал...»

По окончании игры постарайтесь выделить наиболее оригинальные сравнения и похвалить всех участников.
Игра 3. «Слышать—видеть—чувствовать»
Ведущий говорит, например: «Слышать шорох листьев». Сидящий рядом повторяет и добавляет свою ассоциацию: «Слышать шорох листьев, все равно что видеть море». Следующий: «Видеть море все равно что чувствовать теплый ветер». Все участники по кругу продолжают предложения с теми глаголами, которые достаются им по порядку.
Ведущий. Понравилась ли вам эта игра? Легко ли придумывалось продолжение? Почему возникали паузы?
Представляли ли вы себе то, о чем говорили. Чувствовали ли свежий ветер, слышали ли шум прибоя?
Возможно, кто-то ответит, что чувствовал, кто-то, что нет. 
Можно обобщить, что тому, кто чувствовал и «воображал», вероятно, сравнения давались легче, были более емкими.
После разминки, состоящей из трех вышеприведенных заданий, ведущий может дать определение воображения.


К примеру, ведущий раздает всем участникам занятия листочки и предлагает в течение 3 минут подумать и написать на них определение воображения. (Оговаривается, что написанное будет прочитано вслух.)

Затем он зачитывает эти определения или просит каждого учащегося прочесть свое определение.

Задача — обобщить полученную информацию и привести примеры научного определения воображения.

Например: «Воображение — это способность воображать, фантазировать, мысленно представлять что-либо» (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка).
Или: «Воображение есть акт, предшествующий деятельности человека, создающий образ, некий идеал того, что будет воплощаться в жизнь» (Краткий психологический словарь).
Или: «Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых представлений путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте» (Интернет-справочник).

Наличие воображения считается одной из отличительных черт человеческой психики по сравнению с психикой животных. Предложите ребятам обсудить, так ли это, нет ли и у животных похожих психических процессов, придумать примеры.

РАБОТА ПО ТЕМЕ
Творческое и воссоздающее воображение
Для лучшего понимания различий между творческим и воссоздающим воображением ученикам предлагаются игры на соответствующие виды воображения (4, 5 — творческое; 6, 7 — воссоздающее). Затем они могут попытаться самостоятельно сделать вывод о различиях между этими видами воображения, сравнив выполнение заданий на творческое и воссоздающее воображение.
Игра 4. «Закорючки»
Ведущий заготавливает листы с закорючками сложной формы. Раздает участникам. (Всей группе или только добровольцам, а остальные могут выступать в качестве экспертов). Предлагает дорисовать то, что напоминает эта закорючка.

Время выполнения задания — 3 минуты.

Затем предполагается провести обсуждение, сравнение и выбор наиболее оригинальных решений.

Игра 5. Модификация кругов Торренса
Ведущий раздает участникам листы бумаги формата А4, на которых расположено 20 небольших окружностей, и предлагает всем дорисовать в каждом кругу (или с включением круга в рисунок) как можно больше картинок.

Время выполнения задания — 7 минут.

Затем все участники и ведущий вместе рассматривают рисунки и отмечают самые оригинальные решения.

Игра 6. «Расскажи или нарисуй»
Прочтите ученикам отрывок из какого-либо художественного произведения, где есть герой, интересный и понятный им. Предложите каждому рассказать или нарисовать, как они представляют себе этого героя.
Игра 7. «Придумай новое»
Процесс воображения как реализация форм синтеза.

Все участники разбиваются на группы по 3–4 человека. Каждая группа вытягивает 2 карточки с названиями предметов. На основе этих предметов группа должна создать новый и определить возможности его эксплуатации.

Предметы: люстра, вешалка, пылесос, мясорубка, фонтан, миксер, ковер, магнитофон, вентилятор, качели и т.д.

Список можно изменить или дополнить.

Ведущий. Какие игры были направлены на творческое воображение, то есть на создание совершенно нового «продукта»? А в каких ваше воображение лишь помогало воспроизвести по памяти уже существующие «продукты» и их свойства?

Подобное деление достаточно условно и во многом зависит от точки зрения «эксперта».

Произвольное и непроизвольное воображение
Для лучшего понимания непроизвольного воображения предложите детям рассказать о том, как они фантазируют, мечтают, о случаях, когда это происходит как бы само собой, например во сне.

Для лучшего понимания произвольного воображения преподавателю предлагается обратиться к методу синектики.

Синектика — метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, буквально означает «соединение разнородного». Его цель — выработать на первом, «некритическом» этапе как можно больше разнородных, иногда прямо противоположных предложений, которые будут разработаны на втором этапе.

Для иллюстрации последующих упражнений можно рассказать случай о том, как одна из технических лабораторий не могла решить проблему амортизатора. В конце концов один из сотрудников встал на четвереньки, а все остальные стали его пинать, толкать, трясти, а он рассказывал о своих ощущениях и попытках избежать этих нападений. Его отчет получил техническое воплощение, и лаборатория в результате непосредственного проникновения в суть проблемы решила сложную задачу.

В синектике рассматриваются три метода работы с проблемой. Эти методы можно проработать с помощью упражнений.
Упражнение 1. Метод «Название книги»
Этот метод помогает точно сформулировать проблему. Ведущий предлагает рассмотреть какую-либо нечетко поставленную проблему. Каждый из участников должен ответить на вопрос: «Если бы вы об этом написали книгу, как бы она точно называлась?» Участники предлагают свои варианты названий, стараясь в них установить границы данной проблемы.

Обращаясь к этому методу, ведущий может столкнуться с тем, что практика называния книг в современном мире претерпела изменения. Если еще не так давно название книги непременно отражало ее суть, то сейчас обложки пестрят «рекламными» названиями и такими, чтобы «позаверченнее, поприкольнее».

Упражнение 2. Метод идентификации
Ведущий предлагает участникам представить себя проблемой. Например, пробкой для термоса, которую надо усовершенствовать для наиболее продолжительного сохранения тепла. Каждый участник должен вообразить себя данной пробкой и предположить, какие изменения с ним, как с пробкой, могут производиться, чтобы его работа стала более эффективной.

Участники делятся в кругу своими соображениями. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы в результате рассмотрения данной проблемы изнутри был найден остроумный и практичный выход из создавшейся ситуации.

Упражнение можно применять не только для решения производственных задач, но и для тех случаев, когда необходимо усовершенствовать какой-нибудь «психологический механизм» (например, отношения между людьми). Всегда полезно суметь поставить себя на место другого человека, взглянуть на проблему под разными углами зрения.

Упражнение 3. Метод аналогии
Этот метод рассматривает проблему с точки зрения ее решения в природе. Например, при строительстве высотных зданий архитекторы использовали способ крепления большого тяжелого колоса к тонкому стебельку пшеницы. Благодаря тому что один сегмент вставляется в другой и на месте соединений существуют плотные узлы, стебель под тяжелым колосом не переламывается.

Примеры из живой природы очень часто помогают при решении различных проблем. Учащимся можно предложить вспомнить или придумать примеры, иллюстрирующие данный метод.

На следующем этапе предполагается провести несколько игр, предложенных Е.В. Заикой в «Вопросах психологии» (статья «Игры для развития воображения», № 2, 1993). Эти игры включают в себя манипулирование с характеристиками и свойствами предметов; поиск ассоциаций и прогнозирование логического развития ситуаций; толкование значений слов; формирование причинно-следственных, эмоциональных отношений и т.д.

Один из вариантов проведения занятия: ведущий называет основные принципы работы воображения и иллюстрирует их с помощью игр.

Например, такой принцип: соединение несоединимых в действительности качеств, свойств, частей предметов.

Игра 8. «Добавь детали»
Участникам предлагается добавлять к предмету новые функциональные части. Например, если к дивану добавить педали, то можно лежа ездить, если клавиши, то можно лежа играть.
Игра 9. «Отгадай предмет»
Участникам предлагается отгадать предмет, составленный с помощью пары других предметов. Например, дерево + ливень = фонтан.

Ведущий должен предупредить, что отгаданных вариантов может быть множество. Важно, чтобы учащиеся точно улавливали признаки, составляющие основание для задуманного слова.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Все участники игры отвечают по очереди на вопрос:

Что мне показалось наиболее интересным на сегодняшнем занятии?

Приведу несколько вопросов, которые могут быть использованы для дискуссии на уроке или заданы на дом (вариант письменного ответа).

Кем вы собираетесь стать и как в вашей будущей профессии может пригодиться развитое воображение?

Какого человека принято называть «воображалой» и о каком виде воображения в этом случае идет речь?
Чем отличается воображение ребенка от воображения взрослого человека?

 Автор Ольга ШЕВНИНА



Одна из главных целей упражнений для развития креативного мышления состоит в том, чтобы уйти от привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, из которых можно отобрать самые полезные. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.

Автор: Филипп Картер (Philip Carter), британский специалист по разработке тестов интеллекта. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.
Существует множество упражнений, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких интеллектуальных игр, или упражнений, состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.
Типичным примером техники выдвижения идей служит «мозговой штурм», индивидуальный или групповой, когда от участников требуется генерировать как можно больше разнообразных решений. Таким образом, мозговой штурм — это поиск и дальнейшая разработка творческих решений, при этом внимание сосредоточено на задаче, а участников намеренно побуждают выдвигать максимальное число нестандартных решений. Во время таких занятий предлагаемые идеи не подлежат критике: участники должны знать, что решений у задачи может быть множество. После того как этот этап пройден, проводится анализ выдвинутых предложений, а затем более детально рассматриваются наиболее удачные решения.
Участники мозгового штурма не обязательно должны быть специалистами в сфере, к которой относится рассматриваемая задача, — до начала мозгового штурма они вообще могут и не знать о существовании подобной проблемы. Крайне желательно, чтобы специализация и жизненный опыт участников были по возможности различными. Часто оказывается, что человек со стороны находит неочевидное для специалистов решение.
Существуют и многие другие техники, которые можно использовать как индивидуально, так и в группах. Многие из таких упражнений могут показаться банальными, но они помогают перестроить мыслительную деятельность. Примерно так же, как новый вид физических упражнений позволяет размять мышцы, о существовании которых человек даже не подозревал. Ниже кратко описаны некоторые техники развития креативности.
 Упражнение "Что, если бы..."
Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие.
  • Что если бы люди вели ночной образ жизни?
  • Что если бы свиньи могли летать?
  • Что если бы мы все могли читать чужие мысли?


Тесты дивергентных способностей
В основе этих тестов лежит тест дивергентных способностей компании Gestalt and Jackson's, в котором испытуемому предлагается найти максимальное количество вариантов использования обычных предметов, например, кирпича, квадратного куска картона со стороной 30 см, ведра, веревки, картонного ящика или полотенца.
Усовершенствование
Данный тест сходен с предыдущим; испытуемым требуется найти пути усовершенствования обычных предметов, таких, как электрический тостер, садовая лопата или чайная чашка. Можно расширить рамки упражнения, предложив дать рекомендации по усовершенствованию таких систем, как сети железных или автомобильных дорог, а также судебных или почтовых учреждений.
Тесты креативности
Французские математики Пуанкаре и Адамар выделили четыре этапа творческого процесса.
  • Подготовительный этап: попытка решить задачу обычными способами.
  • Инкубационный период: обычные способы не помогли, задача отложена, вы переключаетесь на другие занятия.
  • Озарение: внезапно из подсознания возникает ответ.
  • Проверка: всесторонний анализ найденного решения на допустимость и пригодность.
Далее приводятся условия задач, в которых требуется найти наиболее успешное творческое решение. Время ограничено, шкала оценки не дана. Если за отведенное время решить задачи не удается, не торопитесь смотреть ответы, — лучше вернуться к задаче позже и взглянуть на нее свежим взглядом. Иногда задача, поначалу вызывавшая недоумение, без труда поддается решению через несколько часов или даже дней.
Вопрос 1: 15 минут
Приемная в офисе освещается тремя лампами, которые имеют отдельные выключатели в холле, откуда в приемную заглянуть невозможно. Когда уборщица пришла убирать приемную, освещение было выключено. Уборщица в здании одна. Она отправляется в холл, включает свет, после чего немедленно возвращается в приемную и определяет, какой выключатель включает каждую лампу. Каким образом она это узнала?
Вопрос 2: 30 минут
При строительстве тоннеля метро под вокзалом «Виктория» в Лондоне возникла серьезная проблема: в тоннель стала просачиваться вода. Как удалось устранить эту проблему и продолжить работы?
Вопрос 3: 10 минут
Представьте себе сплошной металлический куб со стороной 1 м, прикрепленный к полу; от верхней плоскости внутрь куба просверлен канал шириной 6 см и глубиной 75 см. В отверстие попал шарик для пинг-понга. Как наиболее простым способом извлечь шарик из канала?
Вопрос 4: 10 минут
Женщина ведет автомобиль на узкой дороге и видит, что перед ней в том же направлении движется стадо овец, загораживая проезд. Пастух воспринимает автомобиль как досадную помеху и хочет поскорее от него избавиться; женщина, в свою очередь, раздражена тем, что овцы мешают ей продолжать путь. Каким образом можно мирно разрешить проблему, соблюдая интересы и пастуха, и автомобилистки?
Вопрос 5: 15 минут
Имеется свеча, коробок спичек, коробка кнопок. Как наиболее рационально прикрепить свечу к деревянной двери так, чтобы обеспечить с ее помощью максимальное освещение?

Возможные варианты ответов приведены внизу. Не торопитесь заглядывать в них. Чтобы узнать ответ, выделите мышью соответствующую область после заголовка с номером вопроса. Текст ответа написан белыми буквами на белом фоне. Он станет виден при выделении этой области мышью и поменять шрифт на черный цвет.
Вопрос 1
Включаем первый выключатель и оставляем его включенным примерно на десять минут, а затем выключаем. Включаем следующий выключатель. Немедленно отправляемся в кабинет для приема посетителей. Лампочка, которая оказывается включенной, соединена со вторым выключателем, теплая лампочка — с первым, а оставшаяся лампочка, которая не включена и не нагрета, соединяется с третьим выключателем.
Вопрос 2
Воду заморозили, для чего в почве, сквозь которую сочилась вода, пробурили каналы, и через них закачали жидкий азот, после чего стало возможным вырыть канал и зацементировать стены.
Вопрос 3
Канал следует заполнить водой, тогда шарик для пинг-понга всплывает на поверхность.
Вопрос 4
Машина останавливается, и пастух отгоняет овец, так, что они оказываются позади автомобиля, и женщина может свободно проехать.
Вопрос 5
Нужно высыпать из коробки все кнопки и зафиксировать ее на двери с их помощью. Затем прилепить свечу ко дну коробки и зажечь. В этом случае воск не капает на пол и свеча не выпадет из коробки.






Комментариев нет:

Отправить комментарий