Материалы к заданию "Натюрморт"
Понятие
«Композиция»
Красивыми
симметричными дугообразными изгибами
папоротник прелестно раскинул свои
листья, торжествуя среди себе подобных.
Стремительно летевшая стрекоза - вдруг
зависла на одном месте.
Мир
листьев, трав, животных. И во всём -
сложная структура, построение, послушное
строгой симметрии, ритму, завершённости
объёма.
Построение
формы, её сочинение, составление,
расположение -
все это по латыни обозначает - composition
т.е. «композиция».
Сложение
или сочетание отдельных частей, элементов
в определённом порядке, их взаимосвязь,
переходящая в гармонию целого, мы и
наблюдаем в растительном и животном
мире. Каждое растение состоит из частей,
образующих форму, которая является
гармоническим целым. В природе
композиционными закономерностями
являются целостность,
симметрия, ритм.
Целостность
-
содержится в законченности конструкции
предмета; симметрия
-
в равенстве, похожести левой и правой
частей объекта; ритм
-
в повторяемости одного или нескольких
элементов через определённые интервалы.
Для симметрии свойственны уравновешенность
и относительное спокойствие, ритму -
большая или меньшая степень движения.
Термин «КОМПОЗИЦИЯ» стал активно
употребляться в эпоху Возрождения. Ещё
в те времена возникли многие теории
перспектив, пластической анатомии.
Большое значение приобрели различные
композиционные схемы построения
сложнейших по построению фресок и
картин.
В
изобразительном искусстве определение
понятия «композиция» варьируется,
включая в себя всё новые, более точные
формулировки, без которых не может быть,
до логического конца, раскрыта сущность
композиции. В связи с тем, что композиция
тяготеет к очень многим закономерностям,
дать всеохватывающее определение
«Композиции» не представляется возможным.
Определение на протяжении многих веков
постоянно развивается и совершенствуется.
Композиция
играет первостепенную роль при создании
картины. Ассоциации, мысли, чувства,
эмоции, содержание сюжета в
пространственно-временном состоянии
и прочие составляющие, необходимые для
творения образа, можно создать, прежде
всего, основываясь на собранных по
крупицам целостной системы знаний
требований, законов, правил, приёмов и
методов КОМПОЗИЦИИ. В творческом процессе
всегда заключена ТАЙНА. Нам просто
необходимо приоткрыть её.
И так, слово
«композиция» в переводе с латинского
буквально означает составление,
связывание, соединение частей. Чаще
всего этот термин определяют как
«построение художественного произведения,
обусловленное его содержанием, характером
и назначением и во многом определяющее
его восприятие. Композиция — важнейший
организующий момент художественной
формы, придающий произведению единство
и цельность, соподчиняющий его элементы
друг другу и целому. В практических
искусствах в таких как декоративно —
прикладное и изобразительное искусство,
композиция объединяет частные моменты
построения художественной формы
(реальное или иллюзорное формирование
пространства и объема, симметрия и
асимметрия, масштаб, ритм и пропорции,
нюанс и контраст, перспектива, группировка,
цветовое решение и т.д.)».
В
процессе создания композиции размещение
и распределение изобразительных
элементов происходит по определённой
схеме в логической последовательности,
заложенной автором. Изобразительные
средства и стилевые особенности должны
быть согласованы, подчинены целому, при
этом нельзя забывать детали, которые
играют очень важную роль.
Существуют
два
способа художественного
видения при организации композиции:
1.Сосредоточение
внимания на отдельном предмете как
доминанте всей композиции и восприятия
остального только по отношению к нему.
В этом случае окружающая среда видится
подчиняясь центру внимания и работая
на него.
2.Видение
в целом, без выделения отдельного
предмета, при этом любые детали
подчиняются целому, утрачивают свою
самостоятельность. Вся композиция как
бы представляет собой единый ансамбль.
В такой композиции нет ни главного, ни
второстепенного.
Немного криво, другого изображения пока нет.
О
равновесии.
Всякая
правильно построенная композиция
является уравновешенной.
Равновесие
— это размещение элементов композиции,
при котором каждый предмет находится
в устойчивом положении. Его местонахождение
не вызывает сомнения и желания передвинуть
его по изобразительной плоскости. При
этом не требуется точного зеркального
соответствия правой и левой сторон
(симметрия всегда уравновешена, а
равновесие не всегда симметрично).
Количественное
соотношение тональных и цветовых
контрастов левой и правой частей
композиции должно быть равным. Если
одной части число контрастных пятен
больше, необходимо усилить контрастные
отношения в другой части, либо ослабить
контрасты в первой. Можно изменить
очертания предметов, увеличив периметр
контрастных отношений.
В какой последовательности выполняется натюрморт графическими материалами?
Необходимо правильно компоновать постановку в лист: а) чтобы не было слишком крупно, б) не было слишком мелко, в) не было излишне в сторону.Методика выполнения натюрморта выглядит так:
Материалы по практике "Пленэр".
Практика
работы в открытом пространстве,
на воздухе, в городе, деревне, во дворе или пленэр.
Инструкция по выполнению задания:
1. Подготовить блокнот для зарисовок.
2. Выбрать материал для выполнения.
3. Выбрать размер формата, величину рисунка.
4. Рисовать зарисовочными линиями гр. материалами.
5. Рисовать одной линией , если рисунок выполняется гелевой ручкой
Для примера: рисунки Ван Гога.
Что рисовать?
Для
детей наиболее важно поупражняться в
изображении несложной архитектуры,
выполнить зарисовки и наброски:
-Наброски
и зарисовки людей, архитектурных
построек,композиционные поиски,
-Наброски животных, зарисовка растений и фрагментов деревьев и их групп,
-Живопись простого пейзажа (в пасмурный и солнечный день), Изучение свечения краски при различном освещении.
-Живописные композиционные этюды, с целью изучения состояний природы.
При выполнении графических листов обучающимся необходимо реализовать следующие задачи:
-найти интересный для себя вид, а это значит выделить в окружающем характерное, типичное в изображении изучаемого объекта;
- понять , что собственно конкретно понравилось, это поможет достичь оригинальности композиционного решения;
-
-
получить для себя необычный опыт,
нарисовать
набросок или зарисовку,
то есть достичь проработки и повысить
художественную культуру графического
исполнения;
- внимательно наблюдать окружающее, а это значит - углубление представлений обучающихся о сущности метода работы тоновыми и цветовыми отношениями с учетом специфики выполнения изображений на пленэре (светло — темно, холодное - тёплое);
-усвоение обучающимися закономерностей отображения в этюдах изменений предметного тона и цвета под влиянием условий световоздушной среды в условиях пленэра (светло — темно, холодное — тёплое, дальнее - ближнее);
искусственных форм в различных графических техниках;
-усвоения
важности правильного решения композиции,
ее
выбор
с наилучшей точки
зрения, а это значит развитие эстетического вкуса.
зрения, а это значит развитие эстетического вкуса.
Как рисовать?
Перед
началом работы было бы неплохо вспомнить
, что:
-Требуется
выполнить маленькие зарисовки размером
6 см х 14 см или 10 см ъ 15 см, для начинающих
достаточно выполнять зарисовки 5 см х
7 см.
-
Строго выполнять технику безопасности,
располагаться в защищённом от ветра
месте, при тёплых температурах на улице,
на виду, несколько дальще от углов домов, обращать внимание на поведение посторонних лиц, находиться под присмотром
взрослых.
Перед
началом выполнения графической работы
важно правильно найти точку зрения,
т.е. место расположения по отношению к
натуре. Точка зрения должна быть удобной,
чтобы иметь хороший обзор постановки,
чтобы не возникало необходимости менять
место во время работы или наклонять
голову вправо, влево, вверх, вниз. Угол
зрения должен быть удобным, обучающийся
должен иметь возможность свободно
охватывать взглядом всю постановку в
целом. Недостаточное расстояние между
натурой и студентом приводит к искажениям
в рисунке, затрудняет решение задач
целостности изображения. Также важно
иметь возможность отхода и обзора
работы. Не следует выбирать очень низкую
точку зрения, а равным образом и высокую
- «с птичьего полета».
В
процессе работы над рисунком с натуры
важно учитывать, при каком освещении
лучше выполнять изображение. Освещенность
и расположение источника света имеют
большое значение, так как этот фактор
предопределяет восприятие пространства,
архитектонику и тональную насыщенность
форм. Один и тот же объект в разное время
дня при разной освещенности выглядит
по-разному. Воздействие на зрителя в
каждом из этих случаев будет неодинаковым.
При различном освещении натура будет
иметь разнообразную тональность и
настроение. Все эти эмоциональные
факторы напрямую зависят от количественного
соотношения светлого и темного тона.
Для объемной разработки формы натурного
объекта, прежде всего, необходимо
провести тональный анализ натуры,
выявляя сначала самые светлые плоскости,
а затем определяя по мере нарастания
тона следующих плоскостей - полутень,
тень, рефлекс.
Утвердившись
в выборе места, необходимо выполнить
несколько поисковых эскизов,
если вы намерены выполнять рисунок
красками,
с целью найти гармоничное линейное и
тональное решение работы. В эскизах
определяются композиция, формат, размеры
главных моделирующих форму объекта
элементов. Если в поисковых эскизах
что-то не удовлетворяет, лучше еще раз
вернуться к поиску иной точки зрения,
или нарисовать объект при ином освещении,
или более внимательно отнестись к
тональному решению. В любом случае, не
решив первоначальных задач в эскизе,
не следует приступать к исполнению
основной работы. Отметим, что основное
различие между натуралистическим и
стилизованным изображением состоит в
том, что графическая подача использует
стилизацию, применяет, как правило,
плоскостное решение натуры и обладает
образным или орнаментальным осмыслением
характера объекта. Поэтому зарисовки
с натуры желательно делать, используя
графические средства выражения, такие
как графический карандаш, однотонный
цветной карандаш, годиться даже восковой,
способный к удалению ластиком, а также
фломастер, хорошо применить гелиевую
ручку, один цвет пастели.
При выполнении зарисовок архитектуры
важно применять наглядную перспективу. Материал по наглядной перспективе расположен ниже.
Помимо зарисовок с натуры важно и нужно рисовать зарисовки растений и животных.Требуется выполнить маленькие зарисовки размером 6 см х 14 см или 10 см ъ 15 см, для начинающих достаточно выполнять зарисовки 5 см х 7 см.
Вот примеры: Этюды трав и цветов. Ниже расположены шедевры А. Дюрера. Знаменитые акварели.
Методика рисования растений.
При рисовании растений всегда нужно помнить, сто окружающий мир в основе своей подчинён гармонии, которая проявляется в её законах: использовать правило золотого сечения и другие математические основы, все формы имеют геометрическую основу, подражать природе.
Выбираем подходящее для рисования растение.
В рисунке необходимо передать пластику растения. Не надо создавать сложные рисунки, достаточно присмотреться к небольшой веточке.
Набросок- пример.При рисовании растений всегда нужно помнить, сто окружающий мир в основе своей подчинён гармонии, которая проявляется в её законах: использовать правило золотого сечения и другие математические основы, все формы имеют геометрическую основу, подражать природе.
Выбираем подходящее для рисования растение.
В рисунке необходимо передать пластику растения. Не надо создавать сложные рисунки, достаточно присмотреться к небольшой веточке.
Материалы по наглядной перспективе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий